NIKE: история и секрет успеха!

16-130_nike_kobe_822675-060_profile-05_original

Сегодня мы окунёмся в историю одного всемирно известного американского бренда — Nike.

Всё начинается в 1964 году, где главным героем является студент Орегонского университета — Фил Найт. Найт питает страсть к спорту и является бегуном на средние дистанции. Но его всё время волнует вопрос о спортивной экипировке. На то время было сложно найти нужную обувь и одежду для занятия спортом. Adidas за 30$ могли позволить себе только профессиональные спортсмены. Остальные довольствовались дешёвой обувью, которая была низкокачественной и ужасно неудобной.

И тогда Найт решает исправить ситуацию. Постепенно он разрабатывает несложный, но интересный коммерческий план. Вместе со своим тренером Биллом Боуерменом они заказывают обувь из Азии, а потом продают в США по доступным ценам.  Дела идут хорошо, идея Найта работает, и они создают свою компанию «Blue Ribbon Sports».

ucglysyb7h0

Позже Найт заключает свой первый контракт о поставке кроссовок в США.  Найту и Боуремену продают кроссовки прямо  из фургона микроавтобуса, так как их компания ещё не зарегистрирована.  

Но бизнес развивается быстрыми темпами. За первый год своей деятельности компания зарабатывает 8 тысяч долларов.  Позже к ребятам присоединяется менеджер по продажам – Джеф Джонсон. Он вносит в компанию свои интересные изменения. Во-первых, меняет название компании. Вместо «Blue Ribbon Sports»  именует её как Nikе – в честь греческой богини победы Ники.

Во-вторых, изменяет политику компании. Он считает, чтобы заполучить доверие и уважение клиентов, нужен индивидуальный подход к каждому. Джонсон узнаёт телефоны всех покупателей, звонит каждому и интересуется о качестве приобретённого товара. Он заводит целую картотеку, где записывает все отзывы и предложения от покупателей. Такая стратегия приводит компанию к успеху.

В 1960-ые начинается колоссальное развитие Найк. В этот период компания открывает свой первый фирменный магазин в Санта-Монике (штат Калифорния).  

Позже компания меняет партнёра.  Вместе с новой японской компанией «Nisho Iwai» они начинают собственное производство в США.

В 1971 году студентка университета Портленда — Каролин Девидсон придумывает для Nike логотип. Она изображает его в виде росчерка, который символизирует крыло греческой богини.

bnd9jfmvs_a

За свою работу она получает всего 30$. Но когда компания становится успешной, Найт хорошенько поощряет Каролин. Отдаёт пару акций компании и дарит эксклюзивную статуэтку логотипа, которая полностью ус
ыпана бриллиантами.

Одним утром, сидя на кухне и невзрачно смотря на вафельницу жены, Найту приходит в голову идея о создании  кед с «вафельной» подошвой. Он воплощает свою идею в реальность. Благодаря такой подошве кроссовки становятся более лёгкими и увеличивают импульс во время бега.

gqyivq9iax4

В 1978 году Nike выходит на международный рынок. А в следующем году компания запускает выпуск спортивной одежды. Найт вместе с женой придумывают модели одежды. 

В те времена популярность набирал фитнес. И люди нуждаются в обуви с облегчённой подошвой. Nike подходит для этого идеально.  Поэтому продажи компанию начинают идти вверх, и Найк закрепляет позиции на мировом рынке. С этого момента и по сей день главным конкурентом компании становится Adidas. Они соревнуются за главную позицию на рынке спортивной обуви. В 1973 году Найк завоёвывает половину доли рынка.

В 1979 году Френк Перис, бывший авиаинженер NASA, придумывает необычные подошвы для кроссовок. Он предлагает встраивать в обувь систему амортизации (воздушную подушку). Он считает, что таким образом продлит жизнь кроссовкам. Свою идею он предлагает различным компаниям, но везде он получает отказ. Но из-за большой настойчивости, Nike принимает его предложение и внедряет в производство «воздушную подушку». Впоследствии, новая технология и вправду продлевает жизнь кроссовкам и делает их в разы удобнее.

ms-3bj96ze4

Постепенно бренд начинает терять популярность. Но в 1985 заключает контракт с Майклом Джорданом, который до сих пор считается скандальным. Именно Джордан выводит компанию на новый уровень.  Он активно берётся за рекламную компанию.  Найк специально для Джордана разрабатывает модель Air Jordan. В них он должен появляться на каждой игре. Но лига их запрещает, так как они очень яркие. Но баскетболист продолжает в них играть, выплачивая каждый раз при этом штраф в размере 1000$. Таким способом он привлекает к себе внимание, что очень выгодно Nike. Но Nike продолжает нести убытки. Компании приходится сокращать производство продукции и уволить 10% персонала.

xbptt4i537u

В 1990 году происходит несчастный  случай: два подростка убивают своего сверстника, чтобы отобрать у него кроссовки Nike. Компанию начинают критиковать за агрессивное продвижение бренда. Также в прессу попадает материал о том, что на азиатских фабриках Найк эксплуатирует детский труд. Компании понадобилось время, чтобы опровергнуть эти обвинения.

В 2004 году Фил Найт шокирует всех своим известием о том, что покидает свой пост президента компании. Новым руководителем становится Уильям Перез.

В 2006 году Nike совместно с Apple создаёт интересное устройство Nike+iPod, которое позволяют слушать музыку и заниматься спортом.

hio8f_9bceq

На сегодняшний день компания достигла мирового лидерства. А ведь когда-то всё началось с простой мечты подростка: создать достойную и удобную обувь. Теперь это один из сильнейших брендов мира, который существенно повлиял на развитие спорта и вирусного маркетинга. Его прибыль составляет более $3 млрд. в год. Не зря лозунг компании звучит как «Just do it».

pyoxcubinwi

Автор: Евгения Белоножко

Изображения взяты из открытого источника

comments powered by HyperComments
Использование текстовых, фото- и видеоматериалов разрешено только при указании прямой ссылки на сайт

Вам также может понравиться