Сергей Морозов: «Хотел стать дворником, но стал фотографом»

Пришло время рассказать о самом интересном и необычном фотографе нашего города. Наверняка, каждый гродненец видел снимки в интернете известного banifacyj, но мало кто знает, что за таким забавным прозвищем скрывается преподаватель гродненского университета Сергей Морозов. Именно он и стал «Человек недели» на VOGS.

Сергей, расскажи кем ты хотел стать в детстве? 
— Детство мое началось в Советском Союзе, отец был военным — о чем я еще мог мечтать кроме привычных тогда советским детям — космонавтом, летчиком, моряком. Желания периодически менялись. Но были два экзотических, которые продержались довольно долгий период: первое — «подводником». На все уговоры, что это по-полгода в тесном закрытом помещении под водой проводить у меня был альтернативный ответ: дворником. Почему-то мне эта профессия казалось особенно важной, нужной и в чем-то даже романтичной, хотя такого слова я тогда, конечно, не знал.

Ну а как из «подводника» вырос фотограф?
— Знакомство с фотографией началось еще в глубоком детстве. Ближе к развалу Союза — а это уже период моего сознательного детства. Родители прилично зарабатывали (отец военный — 300 руб., мама доцент — тоже 300 руб.), так что у каждого в семье был свой «зенит», а так же увеличитель, глянцеватель, сушилка, резак, и все необходимые баночки (ванночки/химикаты для проявки пленки). Пленку не экономили и печатали много сами. Конечно, и меня допускали к этому делу. Как за волшебством наблюдал, как на белой бумаге проявляется изображение…
Потом был развал Союза, кризис, отец на пенсию по выслуге ушел, зарплата преподавателей упала в разы, а там и вообще развелись родители. Так что о фотографии пришлось забыть на долгие годы. Не то, чтобы совсем забыть, но фотографировали только самое важное, и то экономя кадры, т.к. пленка и печать стала непомерно дорогой. Навыки работы с зеркалками растерялись, да и аппараты куда-то делись все. Лет в 12-13 появилась «мыльница», которая, впрочем, пару лет пролежала почти без дела. В пятнадцать лет отправили меня в международный детский лагерь в Германию и снарядили с собой две пленки. Одна из них была израсходована буквально за сутки, пока ехали на место. Вторая пленка закончилась еще через пару дней. Благо, с собой было немного карманных денег, большую часть которых я, не задумываясь, потратил на еще две пленки.
Мама была в шоке от предстоящих финансовых трат, когда я привез четыре отснятые пленки и попросил все распечатать и сделать альбом. Следующим переломным моментом стал 2004 год, когда купил цифровой двухмегапиксельный фотоаппарат Nikon. Основной причиной покупки цифры было отсутствие необходимости печатать фото. А компьютер дома уже несколько лет как был, так что хранить фото было где. Вот тогда меня фотография и затянула по-настоящему.

2UY3ksookOg

Что было дальше?
— А следующим переломным моментом стало приобретение зеркального фотоаппарата в 2007 году и начало серьезной теоретической и практической подготовки (в большей степени, правда, самостоятельной) в сфере фотографии. В 2009 году резко в один год появилось достаточно большое количество коммерческих заказов. В принципе, можно было скромно жить, занимаясь только фотографией. И я, окрыленный пришедшим успехом ударился в коммерческие съемки. Надо сказать, что я ведь всю жизнь до того, глядя на маму, думал, что буду зарабатывать копейки, работая учителем истории. А тут работаю сам на себя, а заработок быстро стал сравним с тем, что получала мама. Только мама шла к этой зарплате всю жизнь, а я потратил каких-то пару лет, так что для меня это был ошеломительный успех. Следующие пару лет были полезны для развития, если можно это назвать громким словом, — «бизнеса», но я понял, что теряю себя, меня затягивает рутина, я остановился в творческом развитии, и вообще начинаю терять интерес к фотографии. К 2009 году у меня уже были три персональные фотовыставки, несколько побед в фотоконкурсах и постоянное участие в сборных выставках. А потом почти на три года воцарилась творческая тишина. Я понял, что надо что-то менять и твердо решил для себя, что каждый год у меня должен быть минимум один творческий проект. Сегодня я понимаю, что занимаюсь любимым делом, т.к. коммерческие съемки, разбавленные постоянными творческими  проектиками и просто разовыми фотосессиями не успевают превратиться в рутину и опостылевшую однообразную работу.

В настоящее время, можно зарабатывать на фотографиях?  
— На сегодняшний день кризис, конечно, сказался на количестве заказов. Фотография — сфера услуг, причем в определенной степени элитных услуг. А от чего отказываются в первую очередь при финансовых затруднениях? Сначала от роскоши (дорогих хороших фотографов), затем от услуг, без которых можно спокойно прожить (семейная фотопрогулка, детская фотосессия, репортаж празднования дня рождения и т.д.). Экономят, конечно, порой не то, что «копейку», — «рубль», но оставляют себя без визуальной памяти эмоциональных и важных событий в жизни.
Я к этому отношусь философски: полоса черная, полоса белая — главное, чтобы не сплошная серая. Откуда бы мы знали, что все хорошо, если бы порой не было плохо? Зато освободилось время, которое я могу посвятить семье и творческим проектам.
Можно ли прожить чисто с фотографии? Здесь много нюансов. С одной стороны, если вы один/одна и не особо притязательны, т.е. средняя з.п. по стране в 250-300 долл. вас устроит, то вообще без проблем — год-два на рынке, вменяемое портфолио, либо специализация на слабо занятых сферах технических видов съемки. Содержать семью из трех-четырех человек? Сложнее, но возможно. Зарабатывать стабильно три-пять тысяч в месяц? Нет. Не на нашем рынке, не с нашим отношением к фотографии, и не при этом финансовом положении страны. Если такие люди в Беларуси и есть, то их можно пересчитать по пальцам.

2

— Сергей Максимишин, один из известнейших российских пресс-фотографов пару лет назад говорил: «Если оценивать меня по финансовой шкале, то я нахожусь где-то в нижней части среднего класса…в этой профессии на самом деле надо четко понимать, что богатым ты не станешь никогда. Здесь идет рубка не за деньги, а за образ жизни. Это наш главный приз». Важно понимать, что фотография — такая же работа, как и другие. Здесь тоже надо работать, выкладываться, гореть и жить этим. Причем, в этой сфере не получится филонить и получать стабильно свои 3-4 миллиона. Хочешь зарабатывать — придется «попотеть». К тому же нужны некоторые специфические качества и навыки: коммуникабельность, умение расположить к себе, заинтересовать, умение работать с разными людьми, быть готовым к критике, иметь творческий взгляд на мир, быть обязательным и проявлять усердие; знать хотя бы основы маркетинга и механизмы рынка услуг. Просто сделать продукт, пусть и очень качественный — это одно. Продать его — это другое.

— Нередко любителя и профессионала пытаются отличать по качеству фотографий, которые он «выдает». Несколько неправильный подход. Любитель — тот, кто любит фотографию, любит фотографировать, для него это хобби. У него могут быть шедевральные фотографии, он может знать о фото все. Но цель этого человека — эстетическое наслаждение. Он не предлагает свои услуги и не выставляет ценник. Профессионал — тот, для кого фотография — основной вид деятельности, кто получает деньги за свои фотографии и его цель занятия фотографией — заработать. Для тех, у кого есть основное занятие, а периодические фотосессии — своеобразная халтура — это работа. Для тех, кто по-жизни с фотоаппаратом, но делает это в свое удовольствие — это хобби. Но есть и те, для кого фотография будет и хобби, и работой одновременно: в будни он фотографирует за деньги голых девушек, а в выходные выезжает на природу для души поснимать птичек и цветочки.

Для тебя фотография -это…?
— Для меня настоящая фотография — это живая фотография, снимок отображающий и вызывающий эмоции. Мир поменяется, мы состаримся, память будет отказывать, а эмоции, которые мы ощущали, когда нас фотографировали мы в точности сможем почувствовать еще раз, глянув на такую фотографию.

Может у тебя есть кумир на которого ты равняешься?
— Кумиров я себе не создаю, на авторитетов особо не равняюсь. Уважать — да, боготворить и пытаться быть похожим — нет. С кем бы я с удовольствием провел время (может, в формате фотосессии, может, в формате светской беседы) — это коллектив группы Rammstein и Шварцнеггер. Хотя, честно, даже не знаю, чтобы я им сказал, окажись они сейчас здесь: ребята, — вы крутые!? А дальше что? А есть ли им что сказать мне? Вряд ли. Так что не стоит взаимно тратить время впустую. К слову, часто на разного калибра концертах есть возможность сделать селфи в обнимку с выступающими — никогда не делал…

3

У каждого человека есть цель, какую ты ставишь перед собой? 
— Цель? Без нее сложно жить. Всегда ставил себе цель. На разных этапах она была разная. Последняя поставленная цель была достигнута год назад. На данный момент тоже есть пожелания к моему будущему, но пытаюсь быть реалистом и учитывать разные обстоятельства, чтобы в итоге не оказаться конченным эгоистом со звездой во лбу.

Что посоветуешь начинающим фотографам?
— Новичкам всегда сложно что-то советовать. Идите к своей цели!? Вроде да, но законы рынка говорят, что если ты за два года не добился видимых значимых успехов — смело кидай дело. В то же время — сколько сегодня сказочно богатых и известных людей только благодаря тому, что они упорно шли к своей цели через тернии, терпя неудачу за неудачей? А, кстати, сколько? А сколько все же не дошли? Все эти советы очень неоднозначны — каждый хочет слышать свое. Так что я посоветую оставаться людьми в любой ситуации. «Не быць скотам», как говорится…

1

Фото из личного архива Сергея

comments powered by HyperComments
Использование текстовых, фото- и видеоматериалов разрешено только при указании прямой ссылки на сайт

Вам также может понравиться