Connect with us

Vogs.by

Сергей Морозов: «Хотел стать дворником, но стал фотографом»

Человек Недели

Сергей Морозов: «Хотел стать дворником, но стал фотографом»

Пришло время рассказать о самом интересном и необычном фотографе нашего города. Наверняка, каждый гродненец видел снимки в интернете известного banifacyj, но мало кто знает, что за таким забавным прозвищем скрывается преподаватель гродненского университета Сергей Морозов. Именно он и стал «Человек недели» на VOGS.

Сергей, расскажи кем ты хотел стать в детстве? 
— Детство мое началось в Советском Союзе, отец был военным — о чем я еще мог мечтать кроме привычных тогда советским детям — космонавтом, летчиком, моряком. Желания периодически менялись. Но были два экзотических, которые продержались довольно долгий период: первое — «подводником». На все уговоры, что это по-полгода в тесном закрытом помещении под водой проводить у меня был альтернативный ответ: дворником. Почему-то мне эта профессия казалось особенно важной, нужной и в чем-то даже романтичной, хотя такого слова я тогда, конечно, не знал.

Ну а как из «подводника» вырос фотограф?
— Знакомство с фотографией началось еще в глубоком детстве. Ближе к развалу Союза — а это уже период моего сознательного детства. Родители прилично зарабатывали (отец военный — 300 руб., мама доцент — тоже 300 руб.), так что у каждого в семье был свой «зенит», а так же увеличитель, глянцеватель, сушилка, резак, и все необходимые баночки (ванночки/химикаты для проявки пленки). Пленку не экономили и печатали много сами. Конечно, и меня допускали к этому делу. Как за волшебством наблюдал, как на белой бумаге проявляется изображение…
Потом был развал Союза, кризис, отец на пенсию по выслуге ушел, зарплата преподавателей упала в разы, а там и вообще развелись родители. Так что о фотографии пришлось забыть на долгие годы. Не то, чтобы совсем забыть, но фотографировали только самое важное, и то экономя кадры, т.к. пленка и печать стала непомерно дорогой. Навыки работы с зеркалками растерялись, да и аппараты куда-то делись все. Лет в 12-13 появилась «мыльница», которая, впрочем, пару лет пролежала почти без дела. В пятнадцать лет отправили меня в международный детский лагерь в Германию и снарядили с собой две пленки. Одна из них была израсходована буквально за сутки, пока ехали на место. Вторая пленка закончилась еще через пару дней. Благо, с собой было немного карманных денег, большую часть которых я, не задумываясь, потратил на еще две пленки.
Мама была в шоке от предстоящих финансовых трат, когда я привез четыре отснятые пленки и попросил все распечатать и сделать альбом. Следующим переломным моментом стал 2004 год, когда купил цифровой двухмегапиксельный фотоаппарат Nikon. Основной причиной покупки цифры было отсутствие необходимости печатать фото. А компьютер дома уже несколько лет как был, так что хранить фото было где. Вот тогда меня фотография и затянула по-настоящему.

2UY3ksookOg

Что было дальше?
— А следующим переломным моментом стало приобретение зеркального фотоаппарата в 2007 году и начало серьезной теоретической и практической подготовки (в большей степени, правда, самостоятельной) в сфере фотографии. В 2009 году резко в один год появилось достаточно большое количество коммерческих заказов. В принципе, можно было скромно жить, занимаясь только фотографией. И я, окрыленный пришедшим успехом ударился в коммерческие съемки. Надо сказать, что я ведь всю жизнь до того, глядя на маму, думал, что буду зарабатывать копейки, работая учителем истории. А тут работаю сам на себя, а заработок быстро стал сравним с тем, что получала мама. Только мама шла к этой зарплате всю жизнь, а я потратил каких-то пару лет, так что для меня это был ошеломительный успех. Следующие пару лет были полезны для развития, если можно это назвать громким словом, — «бизнеса», но я понял, что теряю себя, меня затягивает рутина, я остановился в творческом развитии, и вообще начинаю терять интерес к фотографии. К 2009 году у меня уже были три персональные фотовыставки, несколько побед в фотоконкурсах и постоянное участие в сборных выставках. А потом почти на три года воцарилась творческая тишина. Я понял, что надо что-то менять и твердо решил для себя, что каждый год у меня должен быть минимум один творческий проект. Сегодня я понимаю, что занимаюсь любимым делом, т.к. коммерческие съемки, разбавленные постоянными творческими  проектиками и просто разовыми фотосессиями не успевают превратиться в рутину и опостылевшую однообразную работу.

В настоящее время, можно зарабатывать на фотографиях?  
— На сегодняшний день кризис, конечно, сказался на количестве заказов. Фотография — сфера услуг, причем в определенной степени элитных услуг. А от чего отказываются в первую очередь при финансовых затруднениях? Сначала от роскоши (дорогих хороших фотографов), затем от услуг, без которых можно спокойно прожить (семейная фотопрогулка, детская фотосессия, репортаж празднования дня рождения и т.д.). Экономят, конечно, порой не то, что «копейку», — «рубль», но оставляют себя без визуальной памяти эмоциональных и важных событий в жизни.
Я к этому отношусь философски: полоса черная, полоса белая — главное, чтобы не сплошная серая. Откуда бы мы знали, что все хорошо, если бы порой не было плохо? Зато освободилось время, которое я могу посвятить семье и творческим проектам.
Можно ли прожить чисто с фотографии? Здесь много нюансов. С одной стороны, если вы один/одна и не особо притязательны, т.е. средняя з.п. по стране в 250-300 долл. вас устроит, то вообще без проблем — год-два на рынке, вменяемое портфолио, либо специализация на слабо занятых сферах технических видов съемки. Содержать семью из трех-четырех человек? Сложнее, но возможно. Зарабатывать стабильно три-пять тысяч в месяц? Нет. Не на нашем рынке, не с нашим отношением к фотографии, и не при этом финансовом положении страны. Если такие люди в Беларуси и есть, то их можно пересчитать по пальцам.

2

— Сергей Максимишин, один из известнейших российских пресс-фотографов пару лет назад говорил: «Если оценивать меня по финансовой шкале, то я нахожусь где-то в нижней части среднего класса…в этой профессии на самом деле надо четко понимать, что богатым ты не станешь никогда. Здесь идет рубка не за деньги, а за образ жизни. Это наш главный приз». Важно понимать, что фотография — такая же работа, как и другие. Здесь тоже надо работать, выкладываться, гореть и жить этим. Причем, в этой сфере не получится филонить и получать стабильно свои 3-4 миллиона. Хочешь зарабатывать — придется «попотеть». К тому же нужны некоторые специфические качества и навыки: коммуникабельность, умение расположить к себе, заинтересовать, умение работать с разными людьми, быть готовым к критике, иметь творческий взгляд на мир, быть обязательным и проявлять усердие; знать хотя бы основы маркетинга и механизмы рынка услуг. Просто сделать продукт, пусть и очень качественный — это одно. Продать его — это другое.

— Нередко любителя и профессионала пытаются отличать по качеству фотографий, которые он «выдает». Несколько неправильный подход. Любитель — тот, кто любит фотографию, любит фотографировать, для него это хобби. У него могут быть шедевральные фотографии, он может знать о фото все. Но цель этого человека — эстетическое наслаждение. Он не предлагает свои услуги и не выставляет ценник. Профессионал — тот, для кого фотография — основной вид деятельности, кто получает деньги за свои фотографии и его цель занятия фотографией — заработать. Для тех, у кого есть основное занятие, а периодические фотосессии — своеобразная халтура — это работа. Для тех, кто по-жизни с фотоаппаратом, но делает это в свое удовольствие — это хобби. Но есть и те, для кого фотография будет и хобби, и работой одновременно: в будни он фотографирует за деньги голых девушек, а в выходные выезжает на природу для души поснимать птичек и цветочки.

Для тебя фотография -это…?
— Для меня настоящая фотография — это живая фотография, снимок отображающий и вызывающий эмоции. Мир поменяется, мы состаримся, память будет отказывать, а эмоции, которые мы ощущали, когда нас фотографировали мы в точности сможем почувствовать еще раз, глянув на такую фотографию.

Может у тебя есть кумир на которого ты равняешься?
— Кумиров я себе не создаю, на авторитетов особо не равняюсь. Уважать — да, боготворить и пытаться быть похожим — нет. С кем бы я с удовольствием провел время (может, в формате фотосессии, может, в формате светской беседы) — это коллектив группы Rammstein и Шварцнеггер. Хотя, честно, даже не знаю, чтобы я им сказал, окажись они сейчас здесь: ребята, — вы крутые!? А дальше что? А есть ли им что сказать мне? Вряд ли. Так что не стоит взаимно тратить время впустую. К слову, часто на разного калибра концертах есть возможность сделать селфи в обнимку с выступающими — никогда не делал…

3

У каждого человека есть цель, какую ты ставишь перед собой? 
— Цель? Без нее сложно жить. Всегда ставил себе цель. На разных этапах она была разная. Последняя поставленная цель была достигнута год назад. На данный момент тоже есть пожелания к моему будущему, но пытаюсь быть реалистом и учитывать разные обстоятельства, чтобы в итоге не оказаться конченным эгоистом со звездой во лбу.

Что посоветуешь начинающим фотографам?
— Новичкам всегда сложно что-то советовать. Идите к своей цели!? Вроде да, но законы рынка говорят, что если ты за два года не добился видимых значимых успехов — смело кидай дело. В то же время — сколько сегодня сказочно богатых и известных людей только благодаря тому, что они упорно шли к своей цели через тернии, терпя неудачу за неудачей? А, кстати, сколько? А сколько все же не дошли? Все эти советы очень неоднозначны — каждый хочет слышать свое. Так что я посоветую оставаться людьми в любой ситуации. «Не быць скотам», как говорится…

1

Фото из личного архива Сергея

comments powered by HyperComments
Continue Reading
Advertisement
Click to comment

More in Человек Недели

Популярные статьи недели

Лучшие журналисты проекта

Наши партнеры

Мета

Человек недели

Место недели

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Последние статьи


Яндекс.Метрика

To Top